Олдос Хаксли и его сакраментальное видение реальности

Олдос Хаксли и его сакраментальное видение реальности

Олдос Хаксли и его сакраментальное видение реальности

В 1894 году 26 июля в городе Годалминге (графство Суррей, Великобритания) на свет появился великий писатель и философ, которого современники потом назовут “символической фигурой своего времени”. Олдос Хаксли начинал свою карьеру как сатирик и гуманист, однако с возрастом его заинтересовали мистика, психотерапия и духовная практика. Автор известного на весь мир “Дивного нового мира” был номинирован на Нобелевскую премию семь раз.

Содержание

  • Становление таланта
  • О дивный новый мир
  • Жизнь вне литературы
  • Двери восприятия
  • Чудо обнаженного существования перед смертью
  • Цитаты

Становление таланта

Писатель по обеим родительским линиям принадлежал к культурной элите – в его роду было много писателей и художников. Дед его (Томас Генри Хаксли) был неплохим ученым-биологом, по его стопам пошли оба брата Олдоса – Эндрю и Джулиан. Отец, Леонард Хаксли, тоже писал книги, поэтому неудивительно, что юный Олдос тоже заинтересовался литературой.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его мать скончалась. Из-за многочисленных переживаний, у юноши проявилась глазная болезнь (воспаление), вследствие которой зрение постепенно ухудшалось. Именно благодаря этому факту Олдоса Хаксли освободили от службы во время Первой мировой войны. Писатель пытался исправить зрение, свой опыт он опишет в 1943 году в небольшой брошюре под названием “Искусство видеть”.

Первое произведение автор написал, когда учился в Баллиольском колледже в Оксфорде, на тот момент ему исполнилось 17 лет. Подробно изучая литературу в университете, в 20 лет он совершенно не сомневался, что выберет творческий путь писателя.

В 1913 году в свет вышел новый мужской журнал Vanity Fair под руководством Фрэнка Крониншилда. Редактор привлек к работе в издании большое количество писателей своего времени, в их числе был и Олдос Хаксли.

Олдос Хаксли – О дивный новый мир

Хаксли волновали проблемы философии и социологии, свои размышления он последовательно воплощал в любимом жанре – антиутопии. Несмотря на то, что она рассматривается как фантастика, писатель использовал этот жанр, чтобы обратить внимание на реальные проблемы вокруг. Хаксли подробно рассказывал о проблемах антиутопического общества, которое живет в будущем.

Интерес к социологической и политической проблематике в 1932 году вылился в лучшую его прозу – “О дивный новый мир”. Она практически является книгой-началом жанровой традиции (не считая “Мы” Замятина), которая даст толчок другим прозаикам 20 века: Оруэллу, Брэдбери, Берджессу и другим.

В книге Олдоса Хаксли рассказывается о подавлении духовного многообразия и отказе от индивидуальности и мыслей о свободе, в пользу стабильности – социальной и материальной. В мире Хаксли запрещено естественное размножение, новые граждане государства выращиваются в пробирках; общество поделено на касты – низшие из них угнетаются еще на стадии развития эмбриона. Описанную в книге “Эру Форда” автор воспринимал как свою эпоху, порожденную некрепкими нормами этики и тоталитаризмом. Все страны планеты соединены в единое государство, потребление стало культом, а Генри Форд (первый производитель общедоступных машин) – новым богом потребительского общества. Писатель утверждал, что рассказывает не о научном прогрессе, а о том, как этот прогресс влияет на человеческую личность.

Другими знаковыми произведениями в этом и других жанрах стали: “Обезьяна и сущность” (постапокалиптическая антиутопия) – “роман в романе”, написан как сценарий; “Кинфия”, “юный Архимед”, “Монашка к завтраку”, “Время должно остановиться”, “Гений и богиня”, “Рай и Ад”, “Остров” и др.

Жизнь вне литературы

У Олдоса Хаксли было две жены. Первая была родом из Бельгии – Мария Нис, она родила писателю старшего сына Мэтью. В 1937 году вся семья Хаксли переехала в США, там мальчик успешно получил диплом в университете Калифорнии и стал известным эпидемиологом. С Марией Нис писатель прожил 36 лет, в браке с ней написал 8 романов. Для почти слепого Хаксли она была “всем”, как говорил писатель – “личным толкователем отношений”. В феврале 1955 года Мария умерла от рака, автор антиутопий до конца не верил в ее болезнь и тяжело переживал это потрясение.

Немного позже Хаксли женился второй раз – на итальянской писательнице Лауре Арчере, с которой прожил до конца своих дней.

Двери восприятия Олдоса Хаксли

В 1937 году начинается основной творческий путь Хаксли. Своей задачей писатель видел изучение человеческой сущности со всех сторон. Параллельно он пытается исправить свое зрение, для этого переезжает в город с благоприятным для него климатом (Лос-Анджелес). Здесь же, в Калифорнии, автор знакомится с Джидду Кришнамурти – индийским духовным учителем и оратором. Благодаря наставнику, Олдос знакомится с медитацией, природой сознания и мистическими направлениями.

В 1953 году британский психиатр Хамфри Осмонд, изучавший применение психотомиметиков (наркотических веществ) в лечении больных, предложил писателю поучаствовать в эксперименте. Целью исследования было узнать, как естественный галлюциноген, мескалин, влияет на сознание человека. Именно в переписке Хаксли с Осмондом впервые было употреблено слово “психоделика”, которое описывало влияние психотропного вещества.

В 1954 году в эссе под названием “Двери восприятия” Олдос Хаксли описал ход эксперимента и наблюдений. В качестве эпиграфа он использовал строки из поэмы “Бракосочетание Рая и Ада” Уильяма Блейка:

«Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».

Хаксли подробно описывает свои ощущения после приема 0,4 грамма вещества, сравнивая увиденное с тем, что узрел Адам в утро своего сотворения – “чудо обнаженного существования”. Писатель делает акценты на яркое восприятие цвета, искажение понятий перспективы и времени, четкость малейших деталей. В эссе автор называет свои ощущения “сакраментальным видением реальности”.

После ярких описаний увиденного Хаксли объясняет механизм воздействия мескалина, утверждая, что наркотическое вещество открывает редуцирующий клапан, который связан с мозгом. Это помогает увидеть мир во всей полноте (“таковости”), глазами художников, поэтов и религиозных личностей. Писатель приводит пример Ван Гога, который употреблял абсент, при этом уточняет, что безвредный мескалин (осложнения от его приема еще не были доказаны на момент написания исследования) может полностью заменить табак и алкоголь. По словам автора, галлюциноген, в отличие от спиртных напитков, не ведет к дракам, насилию и ДТП.

“Человек под воздействием мескалина тихо занимается своим делом”.

В заключительном разделе эссе Хаксли описывает пользу мескалина особенно для высокоинтеллектуального человека, ведь прямое восприятие происходящего очень важно, это меняет людей к лучшему.

“Двери восприятия”, вплоть до 60-х годов 20 века являлся культовым текстом для большинства интеллектуалов-радикалов. Группа The Doors, которая была популярна в 60-х годах, во многом в своих мистических текстах обращалась к содержанию работы Олдоса Хаксли.

В начале 60-х годов писатель совместно с американским психиатром Милтоном Эриксоном изучал состояние транса, гипноз и различные измененные состояния сознания. На основе этих исследований, на свет появилась работа Эриксона под названием “Специальное исследование природы и характера различных состояний сознания, проведенное совместно с Олдосом Хаксли”.

Чудо обнаженного существования перед смертью

В последние месяцы жизни писатель боролся с раком гортани. Чувствуя, что уходит в мир иной, Олдос Хаксли взял ручку и бумагу, написав несколько последних распоряжений, на случай его кончины. В том числе писатель попросил свою жену сделать ему инъекцию ЛСД (100 мкг внутримышечно), если прекращение деятельности его тела уменьшит осознанность. Несмотря на протест докторов, жена исполнила его желание, тем самым подарила ему возможность спокойной смерти, без судорог и удушья. Данная информация вскрылась в 1986 году, когда Лаура Арчера давала интервью телекомпании BBС.

В день смерти автора антиутопий, 22 ноября 1963 года, был убит президент США Джон Кеннеди.

Цитаты Олдоса Хаксли

Олдос Хаксли – создатель множества замечательных афоризмов, ниже – лишь некоторые из них:

  • “Как замечательны, интересны, оригинальны люди – на расстоянии.”
    “Ночи — как люди: интересными они становятся далеко не сразу. Около полуночи они достигают зрелости, в два — совершеннолетия; с двух до половины третьего — их звездный час, но уже в половине четвертого они начинают сникать, а к четырем часам утра от них остается лишь бледная тень. Смерть их ужасна… В самом деле, что может быть страшнее рассвета, когда бутылки пусты, а гости похожи на утопленников…”
  • “Человек всецело поддерживает религию до тех пор, пока не побывает в по-настоящему религиозной стране. После чего он начинает всецело поддерживать канализацию, машины и минимальную заработную плату.”
  • “Почему так много мальчиков и девочек заканчивают школу с притупленным восприятием и ограниченным взглядом на мир? Молодые люди заболевают психическим артериосклерозом за сорок лет до того, как их одолевает артериосклероз физический.”
  • “Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идет о том, чтобы выразить невыразимое.”
  • Кто живет дольше? Человек, который два года принимает героин и умирает, или человек, который на ростбифе, воде и картофеле дотягивает до 95 лет? Один проживает свои 24 месяца в вечности. А все годы поедателя говядины проведены внутри временных рамок.
  • “Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальных — низок; в жизни же все наоборот.”

Большая часть рукописей писателя сгорела в результате пожара в его доме незадолго до его смерти. В настоящее время половина уцелевших работ хранится в университете Стэндфорта, а вторая – в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес).