Орден иллюминатов овеян тайнами и легендами. Он является одним из числа множества тайных обществ, которые активно основывались в эпоху Просвещения. Но именно баварских иллюминатов (движение свободных прогрессивных мыслителей) больше всего ассоциируют с теориями заговора. Во многом это обусловлено массовой культурой – художественными книгами и фильмами. В свое время иллюминаты и правда хотели улучшить мировой порядок и влияли на умы людей.
Содержание
- Создание
- Структура ордена
- Символы
- Цели
- Иллюминаты и масоны
- Конец ордена
Создание
В переводе с латыни иллюминаты (illuminati) – «просвещенные». Это название использовали различные группы, начиная с XV века. Одними из первых были алюмбрады – испанское религиозно-мистическое движение, которое жестко подавила инквизиция.
Орден баварских иллюминатов был основан 1 мая 1776 года Адамом Вейсгауптом – профессором права и философии, который служил в Ингольштадтском университете. Сначала тайную группу назвали Bund der Perfektibilisten («Объединение способных к совершенствованию»), в дальнейшем ее переименовали в Illuminatenorden («Орден просвещенных»).
Адам Вейсгаупт считал доктрину иезуитов слишком агрессивной и узкой. Он не отвергал религию, но полагал, что людям нельзя навязывать убеждения и предрассудки. На первое место профессор ставил свободу и моральное равенство.
Его целью была защита студентов от иезуитских интриг и создание для них доступа к современной церковной литературе с критическим уклоном. В самом начале в орден входило около 20 человек, которые собирались для того, чтобы тайно обсудить прочитанные антиклерикальные произведения. Чуть позже ее участники смогли проникнуть в несколько тайных лож.
Влияние баварских иллюминатов стало усиливаться. Им оказывали поддержку астроном Франц Ксавер фон Цвак и губернатор Пфальц. В 1780 году группа увеличилась до 60 членов. Идеи Вейсгаупта популяризировались в Италии, Франции, Польше.
Структура ордена
В первые годы структура ордена была хаотичной. В управляющем органе (ареопаге) между соратниками постоянно возникали споры. Процесс реорганизации начался в 1780 году с приходом в группу Адольфа Книгге – писателя и просветителя. Разочаровавшись в масонстве, он примкнул к иллюминатам и начал активную деятельность по привлечению новых членов. За короткий срок общество увеличилось до 500 человек, среди которых был и Иоганн Вольфганга фон Гёте.
Illuminatenorden стал похож на масонскую ложу. Книгге разработал систему степеней и уровней:
- питомник (Pflanzschule) – новичок, минервал, младший просветленный;
- масонский класс (Maurerklasse) – ученик, подмастерье, мастер, высший и руководящий просветленный;
- таинственный класс (Mysterienklasse) – священник, регент, маг, король.
При вступлении в общество участники проходили обряд посвящения, получали секретные псевдонимы и обещали хранить молчание. Переход между классами сопровождался эзотерическими ритуалами. Каждый месяц иллюминаты получали философские тексты, изучали их и отражали свои мысли в «дневнике». Декларировалось, что все члены равны между собой, но на деле иерархия между классами сохранялась.
Символы
В ордене иллюминатов очень большое внимание уделялось символам и тайнам. Помимо присвоения псевдонимов, иллюминаты меняли названия географических точек, например, Мюнхен переименовали в Афины. Они разработали новый секретный календарь, отправной точкой которого был 630 год – начало репрессий по отношению к зороастрийской вере.
Тотемом иллюминатов является сова Минервы, сидящая на открытой книге. Она олицетворяет знания, проницательность и мудрость, а также отсылает к тому аспекту, что все свои ритуальные действия члены общества осуществляли ночью.
Всем известный «глаз иллюминатов» («всевидящее око»), который многие ассоциируют с сатаной, на самом деле христианский символ. Впервые он появился в работе Якопо Понторно «Ужин в Эммаусе» в 1525 году, то есть на несколько столетий раньше, чем Illuminatenorden. Более того, нет подтвержденных данных, что участники группы использовали «око» в своих обрядах.
Цели
Основной целью Вейсгаупта было противостояние консервативным силам иезуитов. Своей задачей он ставил достижение свободы с помощью образования и моральных установок, а также формирование прогрессивной просвещенной элиты («морального полка»).
Распространение идей ордена должно было привести к изменению мирового порядка. По мнению иллюминатов, образованные свободные люди смогут контролировать себя, стать равными друг другу и сумеют жить без правителей и церкви. При этом путь к миру без господства должен быть связан не с насилием, а с просвещением. Один из инструментов достижения целей – заполнение иллюминатами ключевых постов в руководящих органах стран.
Иллюминаты и масоны
В отличие от масонов иллюминаты имели четкую политическую программу и не избегали религиозных споров. Первые открыто признавали свою принадлежность к ордену, а другие – хранили тайну.
В сознании людей эти две группы четко не разделены по ряду причин:
- похожие структуры обществ;
- вербовка новых иллюминатов в масонских ложах или проникновение в них;
- запрет двух орденов одним указом Карла Теодора в 1785 году.
Конец ордена
К моменту запрета внутри Illuminatenorden назревали постоянные конфликты между Книгге и Вейсгауптом. Концепция равенства и свободы плохо увязывалась с жесткой иерархией и классовостью. Отсутствие четких регламентов привело к тому, что участники интерпретировали цели ордена по-своему. Многие из них проявляли неосторожность и критиковали монархию, чем навлекли на всех гнев правительства. Слухи о попытке установки мирового господства вызывали опасения в обществе. После указа Карла Теодора иллюминаты рассеялись.
Несмотря на конспирологические теории утверждающие, что иллюминаты до сих пор управляют миром, занимая посты во Всемирном банке, ООН, ЦРУ, Ватикане, Аль-Каиде, правительствах ведущих государств, нет ни единого факта, который бы это подтверждал. Illuminatenorden распался еще в эпоху Просвещения, но до сих пор активно эксплуатируется писателями, рэперами и режиссерами. Сегодня существует множество разнородных групп, именующих себя иллюминатами, но их доктрины противоречивы, а влияние на ход мировых событий сомнительно.