Закатные города США – тихий расизм

Закатные города США – тихий расизм

Закатные города США – тихий расизм

Вышедший в 2018 году фильм “Зеленая книга” получил сразу три премии “Оскар”, в том числе за лучший оригинальный сценарий. Его название происходит от реально издававшегося в США с 1936 по 1966 году путеводителя “Зелёная книга негритянского автомобилиста” (The Negro Motorist Green Book). В ней перечислялись относительно безопасные для чернокожих отели, кафе и автозаправки. 

Штаты в те годы стремительно автомобилизировались. Мобильными становились, в том числе, и представители цветного населения, что многим не нравилось. Законодательно закрепленная сегрегация привела к появлению так называемых закатных городов (‘sundown towns’ или ‘sunset towns’), жители которых готовы были видеть у себя афроамериканцев только при свете солнца. До заката от всех цветных требовалось покинуть населенный пункт. Для этого, например, в Коннектикуте встречались дорожные знаки с надписями вроде: “Только белые в пределах города после наступления темноты” (‘Whites Only Within City Limits After Dark’). Закатными становились только небольшие города. Причина понятна – из мегаполиса полностью выселить какую-то группу населения крайне проблематично. 

Содержание

  • Законы против чернокожих
  • Скрытое измерение расизма
  • Притеснение не только чернокожих
  • Новые времена США
Зеленая книга США

Законы против чернокожих

Гражданская война в США (1861-1865 годы) закончилась поражением конфедератов и ликвидацией устоявшейся в южных штатах рабовладельческой системы. Появление у чернокожих сопоставимых гражданских прав не устраивало слишком многих, поэтому на местах забурлила законотворческая деятельность. Способов показать цветным, что им тут не рады, придумали множество.

В одних городах прямо декларировали, что негров они готовы видеть только проездом, причем в большинстве заведений обслуживать их не будут, в том числе, и в банках. Даже сходить в туалет на заправке для цветного было проблемой, не говоря об остановке на ночлег. 

В других городах сегрегационные правила реализовывали через агентов по недвижимости. Они попросту не продавали и не сдавали недвижимость отдельным категориям граждан, которых сформировавшаяся община не хотела у себя видеть. Где-то цветных попросту запугивали, причем в давлении участвовали и полицейские. 

В итоге сформировались ограничения на передвижение и пребывание чернокожих, ставшие частью так называемых законов Джима Кроу. Они закрепляли дискриминацию по расовому признаку и действовали до середины 1960-х годов. 

Закатные города США

Скрытое измерение расизма

Тему закатных городов в Штатах исследовал социолог Джеймс Лауэн. Он в 2005 году опубликовал посвященную этому явлению книгу – “Закатные города: Скрытое измерение американского расизма” (‘Sundown Towns: A Hidden Dimension of American Racism’). В своей работе Лауэн пытался подсчитать количество таких населенных пунктов, но сделать это получилось лишь примерно. Официального статуса “sunset town” не существовало, и в большинстве случаев местные администрации все же предпочитали не издавать соответствующих постановлений и не размещать вывесок. При этом на местах все понимали положение дел, и его оперативно доносили до приезжих.

Проезжать через закатные города чернокожим разрешалось, равно как и посещать их по каким-то делам. Некоторые даже находили в них работу, но только в дневную смену. 

По оценкам Лауэна, в разные годы закатными были несколько сотен городов США. У чернокожих не было возможности поселиться в них, потому что пойманных после заката нарушителей запугивали, избивали и даже могли линчевать. 

Социолог предложил методику классификации городов как “закатных”. Надо взять данные двух переписей населения и посмотреть, где произошло необоснованное естественными процессами миграции снижение численности чернокожего населения. Негры в качестве рабов во всех городах Юга, конечно же, были. В качестве свободных граждан жители будущих закатных городов видеть их не хотели, поэтому выдавливали и огораживались от приезжих местными законами.

Провести пересчет закатных городов по методике Лауэна можно, но это должна быть серьезная работа с привлечением администраций на местах и владеющих статистикой государственных органов, например, налоговой службы. Но сегодня никто не хочет вытаскивать неприглядные страницы своей истории.

Закатные города США

Притеснение не только чернокожих

От желания горожан сохранять расовую чистоту на улицах страдали и другие люди, не подходящие по цвету кожи или вероисповеданию. Многие не рады были и латиноамериканцам. Например, в Колорадо встречались вывески ‘No Mexicans After Night’ («Никаких мексиканцев после заката»). Известны случаи неформального запрета на проживание для китайцев. 

В некоторых городах гонениям подвергались даже евреи. Из наиболее известных городков с ярким антисемитским прошлым можно назвать Лейк-Форест (штат Иллинойс) и Дариен (штат Коннектикут).

О притеснениях евреев в последнем писательница Лора З. Хобсон написала роман “Джентльменское соглашение”. Идеей автора было описание антисемитизма в среде не “полоумных маргиналов”, а благовоспитанных американцев, считавших себя либералами и ходивших на званые обеды. По этому роману в США в 1947 году сняли одноименный фильм, и он тоже получил три премии “Оскар”. 


Новые времена США

Число закатных городов стало снижаться только к концу периода расовой сегрегации в США. В 1950-е годы началось массовое общественное движение за права чернокожих, которое вынесло на гребень Мартина Лютера Кинга. Страна забурлила и власти поддались. В США законодательно запретили расовую дискриминацию, а Кингу в 1964 году дали Нобелевскую премию мира. 

Все неформальные ограничения для небелого населения маленьких городков США ушли в прошлое. Но во многих местечках американского юга старшее поколение помнит о закатных временах.

Например, в штате Иллинойс есть городок Анна с населением около 4500 человек. В 1909 году в соседнем с ним Каире линчевали чернокожего насильника и убийцу Уильяма “Лягушонка” Джеймса, и жители Анны за компанию выселили всех своих негров. Говорят, что само название города появилось как аббревиатура от фразы Ain’t No Niggers Allowed, то есть “Неграм сюда нельзя”. Впрочем, публичная версия вполне благопристойная – Анной звали жену основателя местечка. 


По переписи 2010 года 95,7% населения Анны – белые, 2,9% – латиносы и только 1,1% – афроамериканцы. Сегрегация ушла в прошлое, никто больше не устраивает цветным погромов, но предрассудки отмирают медленно. Поэтому чернокожие и не спешат селиться в городках вроде Анны. Непросто даже в спокойные времена быть новичками там, где окружающие относятся к тебе с неприязнью.