Сокровища «Аточи» – полмиллиарда $ с затонувшего испанского галеона

Сокровища «Аточи» – полмиллиарда $ с затонувшего испанского галеона

Испанское золото и серебро, за которым в 17-18-м веках гонялись сотни пиратских кораблей, продолжает будоражить фантазию золотоискателей и сегодня. Конечно, испанцы уже не возят в Европу драгоценности, принадлежавшие уничтоженным империям инков и ацтеков. Однако на морском дне остаются лежать затонувшие галеоны, в трюмах которых в метрополию переправляли не только оружие, медь и табак, но и золотые слитки с серебряными монетами.

Один из таких кораблей обнаружили во второй половине 20-го века. Речь идет о галеоне «Нуэстра Сеньора де Аточа», среди обломков которого нашим современникам удалось найти ценностей почти на полмиллиарда долларов. По оценкам экспертов поднятой оказалась лишь половина сокровищ этого корабля.

Содержание

  • Галеон королевского флота Испании
  • Король в ярости
  • Мэл Фишер
  • Современные кладоискатели

Галеон королевского флота Испании

Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» был спущен на воду в 1620 году. Он получил свое название в честь одной из часовен расположенного в Мадриде католического собора. Это был многопалубный парусный корабль водоизмещением 550 тонн, который мог развивать скорость до 8 узлов. Из-за риска подвергнуться нападению пиратов суда такого класса оснащались достаточно мощным артиллерийским вооружением – на «Аточе» стояло 20 орудий.

Галеон «Аточа» вместе с 27 другими кораблями королевского флота Испании ежегодно перевозил драгоценные металлы и прочие ценности из колоний в метрополию. Груженый конвой вышел из порта Гаваны 4 сентября 1622 года. На борту «Аточи» было 260 человек – 133 члена экипажа (матросы и офицеры), 82 солдата, 48 гражданских лиц и рабы. Галеон вез серебряные слитки общим весом 24 тонны, 1,8 миллиона отчеканенных серебряных песо (еще на 40 тонн), 125 слитков золота, а также серебряный лом, медь, индиго и табак. Это был только задекларированный груз. Практика показывает, что помимо него возилась и контрабанда, а также масса личных драгоценностей.

Вечером 5 сентября погода ухудшилась, и корабли сильным ветром отнесло на север – к побережью Флориды. Галеоны были перегружены, поэтому управлять ими в сложных погодных условиях оказалось практически невозможно. Ветер вынес конвой из 28 кораблей на коралловые рифы у берегов Флориды, в результате чего 8 из них затонуло.

Сокровища «Аточи» – полмиллиарда $ с затонувшего испанского галеона

Король в ярости

На восьми ушедших на дно кораблях погибло 550 человек, с галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа» выжило 3 матроса и 2 раба. Затонувшие ценности были оценены в 2 миллиона песо. Испанский король Филипп IV был очень разгневан, так как он испытывал крайнюю нужду в средствах – страна вела Тридцатилетнюю войну. Монарх распорядился поднять сокровища с морского дна.

«Аточа» затонул на глубине всего 16 метров. Однако корабль с рабами-ныряльщиками и индийскими ловцами жемчуга смог прийти на место только в октябре, когда остатки галеона разметало, и точное место крушения найти было уже невозможно. Поиски усугубляли огромные массы подвижного донного песка.

В 1625 году испанцы попытались еще раз поднять сокровища со своих кораблей. На этот раз у них был воздушный колокол, что позволило за 4 года отыскать почти четыреста слитков серебра и 67 000 серебряных монет. Все эти ценности перевозились на галеоне «Санта-Маргарита». Следов «Аточи» найдено не было. Поисковые работы проходили до 1641 года, но безуспешно. После их прекращения повторные попытки не предпринимались, так как место крушения не разглашалось – оно было отмечено только в испанских королевских архивах.

Корабль Аточа

Мэл Фишер

Судьбой «Аточи» спустя 350 лет заинтересовался американский дайвер Мэл Фишер. Он с 1960-х годов занимался поиском сокровищ с затонувших кораблей у берегов Флориды и добился в этом крупных успехов. Для поисков драгоценностей с «Аточи» Фишер создал фирму, привлек инвесторов и историка Юджина Лайонза, который проделал огромную работу в испанских архивах и смог выяснить примерный район кораблекрушения. Поисковая операция началась в 1970 году.

К лету 1971 года было обследовано 120 000 квадратных миль без какого-либо результата. Кладоискателям попадались только бочки, остатки консервных банок и металлических снастей. Главной сложностью был толстый слой донных осадков, и Фишер придумал оригинальный водомет в виде изогнутого цилиндра, который закреплялся под гребными винтами катера и направлял водяную струю вертикально вниз. За 10 минут такое устройство вымывало в песке яму глубиной 3 метра и шириной 9 метров.

Удача улыбнулась Фишеру лишь на шестой сезон поисков «Нуэстра Сеньора де Аточа». В 1975 году аквалангисты смогли поднять три золотых слитка, около десятка пушек и множество монет. Однако в том же году погиб сын Мэла Фишера вместе со своей женой – Дирк и Анхель находились на одном из поисковых буксиров, который потерпел крушение.

Основные сокровища «Аточи» были найдены в 1985 году с помощью магнитометра, стоявшего на поисковом катере. Прибор зафиксировал под водой большую массу металла. Аквалангисты спустились на дно и обнаружили, что обломок скалы на самом деле является массой спекшихся слитков серебра. Именно здесь в 40 милях от островов Ки-Уэст и оказалась главная часть груза «Аточи». В результате поисков было поднято:

  • больше 1 000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг;
  • 150 000 серебряных монет;
  • 3 200 колумбийских изумрудов.

Общая стоимость этих сокровищ составила около 450 миллионов $. 25% Фишер по закону отдал властям штата Флорида, остальное досталось ему.

Мэл Фишер Корабль Нуэстра Сеньора де Аточа

Современные кладоискатели

В 2011 году в том же районе был найден еще один важный артефакт – 10-каратное золотое кольцо, инкрустированное изумрудом. Его оценили в 500 000 $. При обнаружении кольца присутствовал Шон Фишер, который продолжает дело своего легендарного деда. По мнению Шона, кольцо принадлежало кому-то из аристократов, возвращавшихся в Испанию на затонувшем галеоне.

Успех Мэла Фишера подтолкнул множество энтузиастов к поискам кладов. В итоге в 21-м веке находок с затонувших кораблей оказалось немало. В 2007 году у португальских берегов нашли галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», который затонул в 1804 году. В его обломках оказалось 15 тонн сокровищ.

В конце 2015 года в Колумбии нашли корабль «Сан-Хосе» – этот галеон с 64 пушками погиб в 1708 году. Он перевозил до 11 миллионов золотых дублонов. В июне 2018 года сокровища «Сан-Хосе» были оценены почти в 20 миллиардов $, но тут появилась проблема иного рода – за обладание кладом спорят сразу четыре стороны:

  • колумбийское правительство;
  • организаторы поисковой экспедиции;
  • американская компания, заявившая о том, что именно она нашла галеон еще в 1981 году;
  • Испания, под чьим флагом шел затонувший корабль.