Географический треугольник в Саргассовом море с вершинами на Бермудских островах, в Пуэрто-Рико и на южной оконечности Флориды многими считается таинственным регионом, где происходят необъяснимые исчезновения морских судов и самолетов. В попытках разобраться в происходящем здесь выдвигаются самые разные версии, от вполне научных до связанных с инопланетянами или обитателями исчезнувшей Атлантиды.
Содержание
- Куда летели бомбардировщики
- Полет
- Поиски группы
- Официальная версия
- Альтернативные версии
- След в истории
Накопленные за несколько веков мифы нагляднее всего разбиваются фактами и статистикой. В случае с Бермудским треугольником интересно мнение представителей страхового рынка Lloyd’s и Береговой охраны США. И те, и другие сходятся во мнении, что рядом с Бермудами суда исчезают не чаще, чем в других районах Мирового океана. Впрочем, в рассматриваемом треугольнике капитанам и пилотам все же рекомендуют быть особенно внимательными, так как здесь очень много отмелей и мест, где зарождаются циклоны и штормы.
Одним из наиболее известных происшествий, добавляющих очков в копилку любителей всего сверхъестественного, является исчезновение звена 19 из пяти американских торпедоносцев-бомбардировщиков, произошедшее в конце 1945 года. Обстоятельства случившегося, несмотря на наличие официальной версии, остаются невыясненными до сегодняшнего дня.
Куда летели бомбардировщики
Торпедоносцы-бомбардировщики “Эвенджер” начали использоваться флотом США в 1942 году. Они пришли на смену устаревшей модели Douglas Devastator и имели преимущество в виде складывающихся крыльев, что позволяло экономить место при размещении на авианосцах.
Звено из пяти торпедоносцев 5 декабря готовилось к выполнению учебного полета. Группа пилотов под руководством летчика-инструктора проходила переподготовку на этот тип самолета. По заданию требовалось выполнить стандартное упражнение с полетом над океаном по заданному маршруту, предполагающее два поворота и учебное бомбометание.
Звено вылетело из Форт-Лодердейла курсом на восток. Маршрут был давно отработан, поэтому вероятность ошибки сводилась к минимуму. Прогноз погоды никаких трудностей не предвещал, запас топлива был почти трехкратным – при продолжительности полета около 2 часов самолеты могли находиться в воздухе 5,5 часов. Вел звено опытный пилот, неплохой опыт имели и курсанты. В экипаж “Эвенджера” помимо пилота входил также штурман-бомбардир и стрелок-радист, управляющий турельной установкой. Среди этих специалистов были неопытные кадеты, проходившие первоначальную подготовку или готовившиеся сдавать квалификационный экзамен.
Полет
Вылет состоялся в 14:10, инструктор следовал позади звена и контролировал выполнение им навигационного задания. Дальнейшие события следственная комиссия восстанавливала по показаниям радистов, слышавших переговоры летчиков, и записям из журналов радиосвязи. Сведения из этих источников оказались противоречивыми, но некоторое представление о произошедшем они дали.
Судя по всему, самолеты успешно сбросили бомбы на расстоянии 56 миль от точки взлета и продолжили следовать запланированным курсом. Около 16:00 инструктор вызвал по радио одного из пилотов и попытался уточнить местоположение группы. Оказалось, что у него вышли из строя оба компаса, и после последнего поворота самый опытный летчик не понимал, где они находятся.
Связь была неустойчивой, но в 16:10 в Форт-Лодердейле и в Порт-Эверглейдсе, где находится спасательное подразделение, уже знали о возникших проблемах. Инструктору рекомендовали передать управление пилоту, у которого навигационные приборы остались исправными. Однако он сам продолжил прокладывать курс. Сначала ему хотелось убедиться, что самолеты не улетели в Мексиканский залив, после чего направление было скорректировано.
Около 17:00 на берегу услышали восклицания других летчиков – они считали необходимым повернуть на запад. Однако инструктор продолжал вести группу в другом направлении. Оно больше не менялось из-за уверенности в том, что рано или поздно звено должно достигнуть берега. В 18:20 инструктор скомандовал пилотам держаться вместе, пока есть топливо. Если оно закончится раньше обнаружения суши, то всем вместе требовалось снизиться и приводниться. В 19:04 от группы зафиксирована последняя попытка радиосвязи – один из пилотов вызывал командира. Около 20:00 горючее закончилось, самолеты были вынуждены сесть на воду, и больше о судьбе пилотов никто не слышал.
Поиски группы
К месту предполагаемой пропажи звена 19 были отправлены два спасательных гидросамолета PBM-5 Мартин «Маринер». Один из них с задания не вернулся и тоже пропал без следа. Второй борт ночью с 5 по 6 декабря обследовал акваторию, но результатов это не дало.
Утром началась одна из самых крупных операций по поиску исчезнувших самолетов. Пятерку “Эвенджеров” искали 300 самолетов и 21 судно. Берега Флориды, Багамов и островов Флорида-Кис обследовали волонтеры. Активная фаза поисковой операции закончилась 10 декабря, полностью она была прекращена через несколько недель. После этого экипажи признали пропавшими без вести.
Официальная версия
Власти назвали причиной происшествия человеческий фактор. Инструктор ошибочно посчитал, что звено оказалось в Мексиканском заливе, и вел его на северо-восток в надежде достичь берега. На самом деле самолеты находились к востоку от Флориды и продолжали уходить дальше в Атлантический океан. Несмотря на богатый боевой опыт командира, ранее за ним отмечались случаи потери ориентировки и приводнения после того, как он сбивался с курса, положившись на интуицию.
Альтернативные версии
Отчет о происшествии изучали, в том числе, журналисты, уфологи, экстрасенсы и прочие заинтересованные лица. Искателей аномальных явлений привлекла упоминавшаяся белесая дымка, мешавшая пилотам правильно сориентироваться по солнцу. Ее в уфологии трактуют как признак деформации пространственно-временной ткани. В такой дымке якобы и время течет иначе, и физические расстояния становятся совсем иными.
Другие гражданские исследователи считали, что звено выполняло секретную миссию по испытанию новейшего оружия или наблюдению за таким испытанием. Из-за этого реальный маршрут самолетов засекретили, в связи с чем их и не смогли обнаружить несмотря на все приложенные усилия.
Были попытки связать исчезновение “Эвенджеров” с пропавшим 5 декабря в том же районе бразильским судном “Рамона”. Официально оно везло на Гаити из Швеции динамо-машины. Конспирологи посчитали, что на борту “Рамоны” находилось оружие для гаитянских повстанцев, и вылет звена 19 был боевым. Оно успешно выполнило задачу, приводнилось из-за закончившегося топлива и было подобрано “пропавшим” “Маринером”.
След в истории
В дальнейшем неоднократно заявлялось об обнаружении неподалеку от Флориды обломков самолетов и останков членов экипажа из состава звена 19. Однако принадлежность к этой группе раз за разом опровергалась ВМС США при более детальном изучении доказательств.
“Паранормальная” версия события продемонстрирована в вышедшем в 1977 году фильме Стивена Спилберга “Близкие контакты третьей степени”. Масштаб исчезновения звена 19 в итоге сделал этот случай самым известным происшествием в Бермудском треугольнике.
Загадка Звена-19(Бермудский треугольник) [#3]» width=»696″ height=»392″ src=»https://www.youtube.com/embed/NFeao708WRY?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»]