Сегодня расскажем вам о самом массовом и одном из самых легендарных автомобилей советского союза, ГАЗ-АА, в простонародье «полуторка» (из-за грузоподъемности в 1500 кг = 1,5 тонны). Этому славному грузовику даже посвящал песню Эдуард Хиль в фильме «Репортаж с линии огня».
Содержание
- Появление полуторки
- Конструкция ГАЗ-АА
- Грузовик в Великую Отечественную войну
- Наследие «Газика»
Появление полуторки
Первый грузовик сошел с конвейера 29 января 32-го года прошлого столетия только открывшегося Горьковского автомобильного завода. ГАЗ был лицензионной копией детища Генри Форда, Ford-AA, образца 1929 года. Изначально копии собирались из импортных деталей, что не позволяло увеличивать производственные мощности. В 1933 году Нижегородский завод переходит на сборку «полуторки» полностью на отечественных деталях.
Забавной деталью в изготовлении машины было то, что кабину до 34-го года делали из дерева и прессованного картона, позже они были заменены на металлические конструкции.
Конструкция ГАЗ-АА
Главные отличительные черты советского авто от американского прародителя просматриваются в усиленном картере сцепления, рулевом механизме и появлении воздушного фильтра. Особенностью конструкции “полуторки” являлось устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовался карданный вал, упиравшийся в бронзовую втулку, которая очень быстро изнашивалась и ломалась. Но это была не самая большая беда “полуторки”.
Основными недостатками машины были быстрый износ мелких деталей, стартера и аккумуляторной батареи, которые, как правило, не служили больше полугода. Запчасти для запуска двигателя были в дефиците, и аппарат заводили при помощи «кривого стартера». Были и плюсы, связанные с двигателем, который был крайне неприхотлив и работал даже на ГСМ низкого качества, а прогретый и в жару функционировал и на керосине.
Грузовик в Великую Отечественную войну
Свой легендарный статус машина заработала во время Великой Отечественной войны. Именно она была основной движущей силой автомобильных войск. Только за время блокады Ленинграда было перевезено более 360 тонн различных грузов, переправлено шесть стрелковых дивизий и танковая бригада, эвакуировано около 3700 вагонов промышленного оборудования и другого имущества.
Во время войны «полуторка» была довольно кардинально изменена в связи с недостатком запчастей. Отсутствовали двери, машина комплектовалась только одними тормозами на задней оси машины, устанавливалась одна фара, а кузов перестал открываться с трех сторон. Но уже к 1944 году грузовик снова стали полностью укомплектовывать.
Наследие «Газика»
«Газик» был основой для военной и специализированной техники. Применялся для создания военных и боевых машин, включая даже легкие танки и бронеавтомобили! А его шасси послужило базой для специальных модификаций: например, зарядно-осветительной электростанции, санитарной автолаборатории, авиационно-пусковой машины, радиосистемы дальнего обнаружения, пожарной машины, автобуса, кареты скорой помощи. Даже знаменитая ракетная установка «Катюша» создавалась на базе ГАЗ-АА.
С 49-го года Горьковский автомобильный завод прекращает выпуск ГАЗа-АА, а производство продолжается уже в столице, Ростове и Ульяновске. За все время было выпущено 985 000 авто, а к началу войны в рядах армии числилось 151 100 машин. Окончательно выпуск прекратился в 1956 году, а сама модель встречалась до 1960 года, пока на смену устаревшему, но легендарному грузовику, пришел ГАЗ-51.